900 тысяч россиян получают зарплату ниже прожиточного минимума

фoтo: Миxaил Кoвaлeв

Кoгдa-тo, a тoчнee пoчти рoвнo 30   лeт нaзaд, в   aвгустe 1986   гoдa, в «Нoвoм мирe» былa опубликована статья Николая Шмелева «Авансы и долги». С   нее началось постоянно крепнувшее публичное давление на власть, ставшее одним из значимых факторов краха социалистической системы. Авансы   — это официальные цели, долги   — это настоящее.

Сейчас авансов нет. Никто не обещает даже в отдаленном будущем построения справедливейшего социального строя. Слоган сегодняшнего дня: «Денег нет, но вы держитесь!». Но это не значит, что нет долгов. 20 млн человек, живущих на доходы ниже прожиточного минимума,   — это долг государства перед обществом. «Новые нищие»   — люди, работающие и получающие зарплату, но остающиеся среди этих 20   млн,   — это долг государства перед обществом. Громадная социальная дифференциация, когда, по международным оценкам, менее 10% наиболее обеспеченных россиян владеют 90% совокупного благосостояния (в   США на долю 10% самых обеспеченных приходится 78%, в   Китае   — 73%),   — это тоже долг государства перед обществом.

Долги когда-то надо платить. Подтягивание МРОТ до прожиточного минимума — первый и очень скромный платеж. Если он состоится, это не значит, что теперь все начнет исправляться, что лед тронулся. Пенсии, например, в реальном выражении будут продолжать не расти, а сокращаться. Это пока локальный и неуверенный, но все-таки шаг вперед.

Хотя, конечно, он не пройдет бесследно для бюджета, для ценовой и даже общеэкономической динамики. Прожиточный минимум в первом квартале 2017 года установлен на уровне 9909   рублей. С   1   июля 2017   года минимальный размер оплаты труда составляет 7800   рублей в месяц. По данным министерства труда, в настоящее время заработную плату на уровне МРОТ получают порядка 900   тыс. россиян. Только на увеличение их зарплат потребуется 2   млрд рублей в месяц. Но сам Минтруд оперирует другими цифрами: помимо 25   млрд рублей из федерального бюджета в   2018   году потребуется финансирование из региональных и федеральных бюджетов в размере 55,7   млрд рублей, расходы работодателей в реальном секторе экономики на эти цели в   2018   году прогнозируются на уровне 43,9   млрд.

Предположим, расчеты Минтруда верны. Что из них следует? Нагрузку на бюджет переоценивать не стоит. Цены, возможно, получат легкий стимул к росту, но есть и плюс — рост платежеспособного спроса. Самая болезненная реакция возможна со стороны бизнеса. Потому что речь идет о занятых на малых и средних предприятиях, которые в среднем и так с трудом выживают. Или о занятости трудовых мигрантов. И   там, и   там все происходит на грани света и тени. Тем актуальнее задача выведения на свет любого легального бизнеса. А   это прежде всего политические решения в налоговой сфере. Пример задает введение в   2000   году плоской шкалы НДФЛ без каких-либо компенсационных повышений других налогов (что характерно для предлагаемых сегодня налоговых маневров), что сразу привело к удвоению собираемости подоходного налога.

«Состояние нашей экономики не удовлетворяет никого» — так начиналась статья Николая Шмелева. Сегодня помимо экономики (которая может кого-то удовлетворить, но только в будущем времени) никого точно не удовлетворяет социальная разбалансированность нашего общества. Долги государства надо платить.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.