Изменить будущее: что такое трансформационные игры

PSYCHOLOGIES №12
Измeнить будущee: чтo тaкoe трaнсфoрмaциoнныe игры

Встрeтить свoю любoвь, избaвиться oт нeувeрeннoсти, стaть бoгaчe? Лeгкo! Брoсaйтe кубик, пeрeдвигaйтe фишку пo игрoвoму пoлю и   тянитe кaртoчки. Чтo тaкoe трaнсфoрмaциoнныe игры и   чeм oни мoгут пoмoчь нaм в   дoстижeнии жизнeнныx цeлeй?

Рaсскaзывaют, чтo лeт тридцaть нaзaд группa мoлoдыx aнгличaн, путeшeствуя пo Тибeту в пoискax прoсвeтлeния, встрeтилa буддийскиx мoнaxoв. Тe сидeли нa пeскe вoкруг нaрисoвaнныx симвoлoв. Присмoтрeвшись, aнгличaнe пoняли, чтo рисунoк нa пeскe служит игрoвым пoлeм. Молодые люди попросили разрешения понаблюдать и долго изучали загадочный процесс. А вернувшись на родину, запатентовали игру «Трансформация», которая и положила начало увлечению трансформационными играми – а заодно и дала им имя.

Сегодня такие игры набирают популярность. Причем в России и некоторых бывших советских республиках – даже больше, чем на Западе. Возможно, потому, что разрешать свои проблемы с помощью психотерапевта для нас еще не слишком привычно, предполагает психолог Алла Чугуева, автор трансформационной игры «Парад планет»: «Поход к психологу до сих пор некоторые воспринимают чуть ли не как признание в собственной ненормальности. А тут – просто игра». Которая, тем не менее, помогает хотя бы на шаг приблизиться к жизненным целям.

Польза и развлечение

Трансформационные игры можно условно разделить на три категории: эзотерические, бизнес-игры и психологические. Пример эзотерической игры – «Лила Чакра». Она основана на древнекитайской Книге Перемен: каждая из 64 клеток игрового поля соответствует одной из гексаграмм «И-Цзин». Попадая на нее, игрок толкует ее послание применительно к своей ситуации и создает в итоге некую модель своего духовного пути. У этой игры могут быть разные цели: от «найти работу» до «узнать, зачем я пришел в этот мир».

Вторая категория – бизнес-игры: они либо учат конкретным деловым навыкам (принятию решений, созданию команды), либо помогают изменить отношение к деньгам и отыскать новые стратегии заработка. Пример – игра Евгения Геллера MatriX, своего рода симулятор мозгового штурма.

В трансформационных играх нет проигравших. Каждый получит ответ на свой вопрос

Третье направление – психологические игры. Такова «Поддержка»: ведущий вытягивает из колоды карточку с описанием сложной ситуации (например, «Я не могу закончить ни одного дела»), а остальные оказывают ему поддержку. В ходе игры выясняется, какого типа поддержку (действием, эмоциональную, интеллектуальную) каждый готов принимать и давать другим и каких умений ему не хватает.

А как же знакомые многим «Мафия» (где «шериф» должен обезвредить «мафиози», которые скрываются среди мирных «жителей города») и «Имаджинариум» (где игроки предлагают ассоциации к фантазийным изображениям на карточках)? Ведь они тоже развивают наблюдательность, логику, эмпатию… Эти игры не трансформационные, а развлекательные. У них другая цель: удовольствие, общение и, наконец, выигрыш.

«Любая игра развивает некоторые навыки, хотя бы коммуникативные, – объясняет Алла Чугуева. – А главное свойство трансформационной игры все-таки в том, что она всегда проводится с учетом конкретного запроса. У каждого участника он свой, хотя они играют в одну игру. И в ней не будет выигравших и проигравших. Каждый получит ответ на свой вопрос».

Прояснить запрос

«Профессиональный ведущий может использовать в работе любые инструменты, чтобы помочь людям узнать что-то о самих себе, даже простую карточную игру», – считает психолог Ольга Никитина, ведущая трансформационных игр. Но чтобы стать ближе к осуществлению своей мечты и устранить препятствия на пути к ней, нам предстоит не просто узнать себя лучше, а измениться. Именно ради изменений имеет смысл играть в трансформационные игры.

Как это происходит, можно увидеть на примере игры «Парад планет». Планет девять, каждая символизирует важную сферу жизни: здоровье, карьеру, особый дар… Участники выбирают одну из них для «проживания» в соответствии со своей темой. Уже на этом этапе они проясняют свои запросы. Ведь «Хочу выйти замуж!» для кого-то «про любовь», а для кого-то «про богатство». Затем они отправляются в путешествие к галактике Счастья. Как и положено в звездной одиссее, их ждут опасности: метеоритные дожди или нападения космических пиратов. Все события в игре представляют собой метафору ситуаций в жизни игроков. Ведущий помогает расшифровывать эти метафоры, чтобы игроки использовали полученные знания.

Игра дает возможность изменить себя. И тогда личность, которой мы станем, начнет менять обстоятельства

«Когда мы о чем-то мечтаем, то стремимся к переменам в одной сфере жизни, но все взаимосвязано, и игра показывает, как изменятся другие стороны нашей жизни, если мы достигнем желаемого», – поясняет Алла Чугуева. В повседневной жизни мы чаще предпочли бы изменить обстоятельства, а не себя. Но чем больше дистанция между окружающей нас реальностью и тем, чего мы хотим, тем больше перемен произойдет в нас на пути к цели. В противном случае цель будет постоянно и необъяснимо ускользать от нас. Игра дает нам эту ценную возможность – сначала изменить себя. И тогда та личность, которой мы станем, личность с новыми свойствами и умениями, начнет менять обстоятельства.

Терапия или нет?

«Многие знакомые удивлялись: как же ты, системный семейный терапевт, взялась за какие-то игры? – рассказывает Алла Чугуева. – Но мне кажется, в них заложен большой потенциал. Наблюдая за результатами игроков, я вижу, что понимание собственного образа мыслей и действий часто приходит к ним быстрее, чем в терапии, потому что в игре легко раскрыться, меньше сопротивление переменам, помогает азарт. Игрок способен быстрее осознать свои особенности и часто даже увидеть пути изменения за одну игру».

Алла Чугуева сравнивает результат трансформационных игр с эффектом краткосрочной терапии, ориентированной на решение конкретных проблем (ОРКТ).

С этим согласна и Ольга Никитина: «Сходство трансформационной игры с терапией в том, что в обоих случаях повышается осознанность участника: он может увидеть события своей жизни как бы со стороны и заметить в них закономерности, например повторяющиеся сюжеты и чувства, и затем повлиять на них». Но есть другие виды психотерапии, например психоанализ, которые работают с «жизнью в целом», анализируют личную историю, заглядывают далеко в прошлое. Здесь различия велики: игра сосредоточена на «отдельно взятом» вопросе и нацелена на будущее, на обретение желаемого.

Случайности имеют смысл

Критики трансформационных игр часто упрекают их в несерьезности и ненаучности. Мы вслепую бросаем кубик, наугад вынимаем карточки с заданиями… Какие уж тут психологические закономерности? Но ведущие часто слышат от удивленных игроков: «Это совершенно как у меня в жизни!» В чем же дело?

«Возможно, объяснение в том, как устроено наше сознание, – предполагает Ольга Никитина, – у нас есть способность откликаться какой-то частью своего опыта почти на любую историю. А игра и рассчитана на то, чтобы актуализировать наш опыт». Алла Чугуева указывает, что элемент случайности не имеет большого значения для конечного результата игры. Клиент, он же игрок, всегда говорит о себе. И в этом смысле важно не то, какую карточку он вытянул, а то, как он реагирует на это, что чувствует, что предпринимает. И в игре, и в жизни он выражает себя – со всеми своими комплексами, страхами и устремлениями. Но в игре он видит их яснее и потому получает более четкие ответы на вопросы, которые задал в ее начале: достижима ли поставленная цель? Какие качества помогут до нее добраться? Или, возможно, стоит поменять приоритеты?»

Три подсказки игрокам

Что полезно иметь в виду тому, кто решил разобраться в себе и приблизиться к мечте с помощью игры?

Во-первых, многие игры обещают быстрый результат, но он может отличаться от изначального желания играющего. Если, к примеру, много лет получая зарплату 40 тысяч рублей, мы придем на игру с мечтой попасть в первую десятку списка Forbes, маловероятно, что сразу после игры мы станем миллиардерами. Зато вполне возможно, что мы поймем нереалистичность своих запросов и найдем способ достичь более скромных финансовых целей.

Неумелый ведущий может вызвать у игроков травмирующие воспоминания

Во-вторых, игры очень разнообразны. Кому-то сражения с космическими пиратами могут показаться нелепостью. А в играх, ориентированных на женскую аудиторию, в ход нередко идут зажженные свечи, хрустальные шары и другой магический антураж. Если все это вам не по душе, то лучше поискать другую игру. Иначе ваш скепсис помешает и вам, и ведущему, и остальным игрокам.

В-третьих, исключительно важно, кто ведет игру. Неумелый ведущий может вызвать у игроков травмирующие воспоминания или нанести им ущерб неуместными замечаниями. Профессионалы таких ошибок не допускают. Правда, Евгений Геллер, который помимо MatriX создал одну из самых известных психологических игр «Генезис», не имеет психологического образования. Но это скорей исключение, чем правило.

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.