Очаровательный хищник: как распознать в незнакомце злоумышленника

Oчaрoвaтeльный xищник: кaк рaспoзнaть в нeзнaкoмцe злoумышлeнникa

Пoчeму мы пoпaдaeмся нa улoвки мoшeнникoв, xoтя считaeм, чтo рaзбирaeмся в людяx? Криминaлист Вeнди Пaтрик, aвтoр книги «Кaк читaть людeй», бoльшe двaдцaти лeт учится oпрeдeлять нaмeрeния людeй и прeдскaзывaть иx пoвeдeниe. Oнa дaeт сoвeты, как быть начеку и не дать заморочить себе голову.

«Большинство людей, которые случайно встречаются на нашем пути, безвредны, − объясняет Венди Патрик. − Они не хотят красть оставленные вами вещи, не собираются вымогать у вас деньги или принуждать вас к сексу. Бывает, мы даже сами просим человека за соседним столиком в кафе присмотреть за вещами». Но иногда мы слишком расслабляемся и оказываемся жертвами мошенников и агрессоров.

Для жертв такой поворот событий оборачивается полной неожиданностью: ну как можно было не заметить опасность? «Мы стыдимся того, что попались на удочку мошенников, и зря. Вычислить опасных людей по одному их виду трудно даже профессионалу, − замечает Патрик. − Впечатления обманчивы, а злоумышленники пользуются любой возможностью застать нас врасплох. Их действия как раз и направлены на то, чтобы усыпить нашу бдительность».

Вот несколько стратегий безопасности, которые она предлагает.

Следите за тем, что видите

Самые распространенные риски, связанные со злоумышленниками, − мошенничество и сексуальное насилие. Задача злоумышленника − застать вас врасплох, не дать сконцентрироваться и вспомнить о мерах безопасности. Бывает, что насильник или грабитель действует в лоб, пользуясь тем, что вы наедине и помощи ждать неоткуда. Часто жертве достаточно поднять шум, чтобы спугнуть его.

Но не все демонстрируют открытую агрессию. Некоторые, наоборот, подчеркнуто обаятельны. Они обезоруживают своей учтивостью, умело маскируя истинные намерения. Прекрасно зная о том, какой властью обладают социальные нормы, они пользуются нашей безотказностью или готовностью прийти на помощь тем, кто попал в трудную ситуацию.

Просьбы о помощи

Мы стараемся жить согласно библейской (или, если хотите, общечеловеческой) максиме «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы другие поступали с тобой». Мы с радостью помогаем ближним, когда можем. Но остерегайтесь тех, кто просит о помощи именно вас, невзирая на другие возможности − например, обратиться к служащему на вокзале, полицейскому или в ближайший травмпункт.

Если у вас просят телефон «позвонить», помните о том, что этот человек может получить доступ к вашим контактам. В эпоху смартфонов, когда одно устройство содержит в себе всю нашу личную информацию, включая номера, пароли, фотографии детей и сообщения в почте (возможно, со сканами документов), на такую просьбу вообще не стоит реагировать.

Когда хотят помочь вам

Некоторые люди − независимо от того, какие побуждения ими движут − могут активно предлагать вам свою помощь. Однако истинные намерения человека часто раскрываются, когда он слышит ваш ответ. Большинство людей, услышав ваше «нет, благодарю», не станут настаивать (даже если им искренне кажется, что именно вам и именно сейчас очень нужна помощь). Но в план злоумышленника не входит отпустить вас просто так. Поэтому он под любым предлогом будет пытаться навязать свое участие.

Обратите внимание на контекст. Уместно принять предложение незнакомца положить вашу тяжелую сумку в багажный отсек в самолете. Но если незнакомец буквально вырывает у вас сумки, якобы для того, чтобы помочь вам донести продукты до машины (или даже до подъезда), это признак опасности.

Опасайтесь любого предложения, которое начинается словами «я настаиваю». Крепко держите свои вещи, когда отказываетесь от помощи, поскольку злоумышленник может попытаться выхватить их у вас из рук.

Чрезмерная правдоподобность эмоциональных реакций должна насторожить в первую очередь

Когда нам кажется, что незнакомец настроен дружелюбно, наш уровень тревоги снижается. Лучше всего действует демонстрация уязвимости. Человек не обязательно должен вести себя как герой Пьера Ришара из фильма «Высокий блондин в черном ботинке». Иногда он просто выглядит бесхитростным: такого скорее можно представить в роли пострадавшего, чем преступника.

Чтобы расположить вас к себе и усыпить вашу бдительность, мошенники могут начать откровенничать с вами. Вас должно насторожить, что посторонний человек вдруг посвящает вас в подробности своей жизни: где он живет, кто его родственники и друзья, куда и зачем он направляется. Возможно, это уловка, чтобы вызвать вас на ответную откровенность. Никакие нормы вежливости не обязывают вас оказывать услуги посторонним, независимо от того, что они говорят.

Все, что нам говорят, может быть выдумкой, а эмоции и жесты, какими бы искренними они ни казались, могут быть тщательно отрепетированным спектаклем. Кстати, именно чрезмерная правдоподобность эмоциональных реакций должна насторожить в первую очередь. Трудно быть по-настоящему убедительным, когда мы обращаемся к незнакомцам, поэтому владение эмоциями может быть тревожным сигналом.

Об авторе

Венди Патрик (Wendy Patrick) − судебный адвокат, криминалист, автор книги «Как читать людей» («Reading People», Random House 2008).

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.