Подорожание сигарет: из-за чипов и акцизов цены опять взлетят

фoтo: Гeннaдий Чeркaсoв

В рaмкax экспeримeнтa сигaрeты будут мaркирoвaться двуxмeрным кoдoм в фoрмaтe Data Matrix с инфoрмaциeй o пoдлиннoсти прoдукции: нaзвaниeм, дaтoй, местом и временем производства. В январе в тестировании системы примут участие российские производители, оптовики и предприятия розничной торговли, а с 1 июля к акции смогут присоединиться импортеры.

Экспериментальный механизм, который в случае удачных испытаний могут принять повсеместно, предполагает следующий процесс. Производители наносят на пачку штриховой код, информация о котором передается в реестр средств идентификации. Дистрибьютор фиксирует прием и отгрузку пачки в своих документах и общем реестре. Розничные сети, в свою очередь, сканируют штрихкод на кассах и отправляют информацию о продаже оператору фискальных данных и в реестр средств идентификации.

По мнению разработчиков, система позволит надзорным ведомствам получить полный доступ к сведениям о товаре и всех контрагентах, которые участвуют в сделках по его купле-продаже. Потребители смогут проверять штрихкоды при помощи мобильного приложения и в случае несоответствия данных предъявлять соответствующие претензии.

Главная задача маркировки сигаретных пачек чипами — обеспечение прозрачности движения товара на разных этапах оборота, которая будет препятствовать поступлению в легальную розницу незаконно произведенной продукции. Только за последний год теневой рынок сигарет в России вырос в два раза. На долю Белоруссии приходится 38% контрафакта, Казахстана — 6%. Киргизия, которая наполняет 14% российского рынка нелегальной табачной продукции, реэкспортирует сигареты из Сербии. В ряде приграничных городов доля «левых» изделий на прилавках превышает 30%.

Между тем эксперимент, как и будущую возможную тотальную маркировку сигарет специальными штрихкодами, одобряют не все. Так, ранее замминистра экономического развития Олег Фомичев ставил вопрос о высоких издержках проекта. Несмотря на то что инициаторы чипирования табачных изделий уверены, что новация не скажется на стоимости сигарет, в действительности внедрение программы может оказаться не из дешевых как для производителей, так и потребителей.

С одной стороны, нанесение дополнительного штрихкода на пачку сигарет само по себе не станет причиной роста конечной продукции — современные конвейеры, которыми располагают табачные заводы, обладают всеми необходимыми технологиями для реализации этой задачи с минимальными затратами.

С другой стороны, внедрение системы, позволяющей наносить необходимые электронные метки на каждую упаковку сигарет, снабжение чипов полной информацией об изделии (месте и дате изготовления, номере партии, пути доставки на рынок) требует значительных технических и человеческие ресурсов на администрирование процесса. По разным данным, это будет обходиться отрасли минимум в 7 млрд рублей ежегодно и увеличит конечную стоимость табачных изделий на 3–5%.

Нельзя забывать, что с 1 июля 2018 года могут вырасти ставки акцизов на сигареты на 10%. Поправки к Налоговому кодексу, предусматривающие такую индексацию, уже разработаны правительством. Ранее рост акцизов намечался на 1 января, но затем чиновники решили, что эту явно непопулярную меру лучше провести после выборов. Иначе электорат (а курильщиков в России насчитывается около 30% взрослого населения) может неправильно отреагировать на такое решение.

При самом неудачном раскладе совокупный рост цен на табачную продукцию в этом году даже без учета инфляции составит 10–15%. В результате средняя стоимость одной пачки сигарет, которая сейчас составляет примерно 100 рублей, вырастет до 110–115 рублей.

Стоит отметить, что население активно ищет способы, как сэкономить на вредной, но приятной привычке. Как отмечал председатель комитета СовФеда по бюджету и финансовым рынкам Сергей Рябухин, «народ в прошлом году начал табак высаживать на дачах и огородах».

Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram

Комментарии и пинги к записи запрещены.

Комментарии закрыты.