Почему мы не можем увидеть себя такими, какие мы есть?

Пoчeму мы нe мoжeм увидeть сeбя тaкими, кaкиe мы eсть?

Кaкими вы видитe сeбя сeгoдня? Дoвoльны ли вы тeм, чтo видитe в зeркaлe, или вы кaжeтeсь сaмoму сeбe пoчти нeзнaкoмым чeлoвeкoм? Псиxoaнaлитик Xуaн-Дaвид Нaзиo пoмoгaeт пoнять слoжныe oтнoшeния, кoтoрыe склaдывaются у нaс с нaшим oбрaзoм.

Ксeния   Мeдвeдeвa   филoлoгВсe стaтьи

Oснoвныe идeя

  • Нa нaшe oтнoшeниe к сaмим сeбe влияют сoбытия прoшлoгo, любили ли нaс и бoялись ли мы чeгo-либo.
  • Нaш oбрaз сeбя, кoтoрый мы видим, нa сaмoм дeлe нe является реальным, потому что он находится под влиянием наших эмоций и взгляда других со стороны.
  • Бессознательный образ себя, который есть у каждого человека, влияет на наши жесты, вплоть до походки: идем ли мы с высоко поднятой головой или семеним, ссутулившись и закрывшись в себе.
  • «Иногда у меня возникает желание посмотреть на себя глазами окружающих, чтобы понять, какой они меня видят. Что касается меня — я узнаю себя только в отражении в зеркале, которое я вижу каждый день в ванной, собираясь на работу. Но не узнаю себя на фотографиях, и мне кажется, что на них вместо меня незнакомая девушка. То же происходит, когда я смотрю редкие видео с моим участием — мне с трудом удается поверить, что это мой голос, лицо и жесты», — пишет 30-летняя Джованна.

    Почему же мы никогда не видим себя такими, какие мы есть на самом деле? Почему это так трудно — найти самого себя в том нашем изображении, которое улавливает посторонний человек?

    Сразу сообщу хорошую новость: наше самопредставление в любом случае ошибочно, поскольку искажено нашими эмоциями, детскими воспоминаниями и взглядом других людей со стороны. Часто мы видим только наши недостатки, иногда даже сами себе их придумываем.

    Что же делать? Проанализировать фантазии, которыми мы окружаем это представление.

    Образ, оживляемый ощущениями

    Идея о нашем теле и внешности как о чем-то «сделанном» имеет не только визуальный характер: она сформирована нашей жизнью, наполнена эмоциями, деформирована нашими фантазиями. Это конструкция в трех измерениях, неразрывно связанная с нашей историей. Чтобы объяснить тот концепт, который есть у каждого из нас относительно своего тела, я предлагаю следующее упражнение: закройте глаза и вспомните момент, когда вы сегодня утром последний раз заглянули в зеркало перед выходом из дома. Каким вы себя увидели? Симпатичным или уставшим? Полным энергии или ниже плинтуса?

    Эти простые наблюдения говорят: то, как мы себя представляем, не ограничивается фактором внешности, а состоит из огромного количества ощущений, отсылающих к нашей жизненной энергии, настроению и к тому, как мы в данный момент себя ощущаем. Среди различных ощущений есть наиболее частые, которые заставляют нас чувствовать себя в напряжении или, наоборот, — расслабленными и довольными.

    Каждый из нас обладает двухуровневым представлением о себе: визуальным и чувствительным. Первое основано на взгляде, второе исходит от чувств

    Каждый из нас обладает двухуровневым представлением о себе: визуальным и чувствительным. Первое основано на взгляде, второе исходит от чувств. И как бы мы ни старались абстрагироваться от внешнего вида, чтобы дать место нашему внутреннему миру, это дело будет не таким уж простым, как кажется.

    Конечно, не существует наше «Я» с одной стороны, а наш образ — с другой. Представление каждого из нас о себе, которое основано на нашем самом глубинном «Я», это не видимость, а сущность.

    Телесная память

    Мозг эмбриона не настолько развит, чтобы иметь хоть какое-то представление о собственном теле. Тем не менее он слышит окружающие его голоса, периодически сосет большой палец, реагирует на свет и материнские движения. Все, что он испытывает, переводится в ментальные образы, которые потихоньку трансформируются в восприятие существования.

    Когда мы становимся взрослыми, знание о себе, которое у нас есть, является результатом совокупности всех этих ощущений: тех, что, естественно, есть у нас сейчас, и тех, что происходят из того времени, когда мы были в материнской утробе, когда нас ласкали и любили или когда мы испытывали страх и страдали.

    События прошлого оставили след на том человеке, кем мы являемся сейчас, и влияют на наше отношение с собой. Вот почему наше бессознательное представление тела — это прежде всего память, ради которой мы прошли через любовь и боль и из-за которой не можем посмотреть на себя реальных.

    Деформированное восприятие

    Нет ничего странного в том, что некоторые красивые девушки не осознают своей красоты: наше представление о себе не совпадает с реальностью. Опираясь на наше бессознательное восприятие, это представление по определению становится субъективным и с течением времени все больше подвергается влиянию наших эмоций и взгляда со стороны.

    И даже наше «Я» основывается на этом образе, а он остается тем более обманчивым, превращаясь в источник недопониманий и долгих мучений.

    Нет способа решить эту проблему: ведь первое, на что мы обращаем внимание, глядя на себя, — наше тело. И, хоть мы и пытаемся его переделать, выражение нашей индивидуальности остается неизменным.

    Лицо в отражении

    Мы уделяем лицу наибольшее внимание, и оно же — наше самое уязвимое место.

    Это предельно важная часть нас, которая делает нас уникальными, как в наших, так и в чужих глазах. Более того: это та часть тела, которая лучше всего выражает эмоции и все, что происходит на бессознательном уровне.

    Одна только мысль о том, что лицо может быть изуродовано, преодолевает страх по поводу любой другой физической проблемы. Вот почему любые пластические операции часто являются источником тревоги.

    Даже если новое лицо нравится и идея навсегда избавиться от нелюбимого дефекта внешности кажется нам заманчивой перспективой, пациент все-таки должен совершить усилие, чтобы вновь обрести собственную личность, поскольку она рождается и строится на ежедневной привычке смотреть на себя в зеркало.

    Ускользающая часть нас

    Несмотря на то, какие большие усилия мы прилагаем, чтобы замаскировать или, наоборот, подчеркнуть достоинства нашей внешности, есть часть нас, которая не подвластна контролю.

    Наше тело может говорить, жесты, поза, тембр голоса — все это посылает, несмотря на нас самих, незримые сигналы. То, что мы выражаем без нашего ведома, обязано бессознательному образу, который каждый из нас составил о себе и который, невзирая ни на что, влияет на наши манеры. Вот откуда появляется гордая осанка, когда мы уверены в себе, или то, как мы сжимаемся в комок, когда давят жизненные трудности…

    Когда мы хотим показаться красивыми, мы заботимся о внешнем виде, чтобы замаскировать внутренние переживания. Однако в тот момент, когда «защита» прорывается, мы должны включиться в тот образ, который есть у каждого из нас по отношению к себе

    Наше окружение улавливает этот безмолвный язык и на его основе формирует мнение не только о нашей личности, нашей жизненной силе, но и о наших проблемах. Когда мы хотим показаться красивыми, мы заботимся о внешнем виде, чтобы замаскировать внутренние переживания. Однако в тот момент, когда «защита» прорывается, мы, чтобы преодолеть наши комплексы, должны включиться не в тот образ, что мы представляем всем вокруг, а в тот, который есть у каждого из нас по отношению к себе. Его поверхностное изменение не облегчает страдания и не лечит раны.

    Мы должны научить наших детей любить свои недостатки, чтобы дать им возможность принимать себя и любить себя такими, какие они есть. Нужно говорить им, что они прекрасны, только не преувеличивая, чтобы не делать их незнакомыми собственному представлению о себе. Важно стимулировать в них способность воспринимать то, что они проживают внутри своего тела.

    Об авторе

    Хуан-Давид Назио (Juan-David Nasio), психоаналитик, специалист по восприятию тела, автор многочисленных книг, коллега и участник семинаров французского психоаналитика Жака Лакана и один из лучших комментаторов его теории.

    Комментарии и пинги к записи запрещены.

    Комментарии закрыты.